Конспект НОД в подготовительной группе «Животный мир Арктики и Антарктики»
27 января 2023
Конспект НОД в подготовительной группе «Животный мир Арктики и Антарктики»
Цель: Познакомить детей с особенностями природы, живыми существами Антарктиды и Арктики.
Задачи:
Обучающие:
- Формирование представлений о диких животных Крайнего Севера по их внешнему виду, образу жизни и повадках;
- Формирование умения классифицировать животных Арктики;
- Расширение кругозора детей.
Развивающие:
- Развитие внимания и зрительного восприятия.
- Развитие мелкой и артикуляционной моторики, речевого дыхания.
- Расширение словарного запаса, уточнение и активизация словаря по теме "Животный мир крайнего Севера"
Воспитательные:
- Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, инициативности.
Материалы и оборудование: презентация «Животный мир Арктики и Антарктики», проектор, загадки о животных севера, глобус, кроссворд.
Ход деятельности воспитателя с детьми
1. Введение в ситуацию.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?
Дети: время года зима.
Воспитатель: Назовите приметы зимы.
Дети: солнце светит, но не греет; длинные ночи и короткие дни; сильные морозы; земля покрыта снегом, реки покрыты льдом; бывают метели;
Воспитатель: А как вы думаете, где всегда бывает много снега, холодно, морозно?
Дети: на Северном полюсе, в Антарктиде, на севере.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое север?
Дети: место, где всегда зима, где всегда холодно.
Воспитатель: Как вы думаете, на чем можно путешествовать по северному полюсу?
Дети: на санках, на снегокате, на лыжах.
2. Актуализация знаний
Воспитатель: Посмотрим на глобус (показываю слайд). Это уменьшенная модель Земли.
Наша планета - это огромный-преогромный шар. Такой большой, что нужно много-много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг. Вот здесь находится Северный полюс, добраться до него можно на самолете или ледоколе. Люди на Северном полюсе не живут постоянно, проводят научно-исследовательскую работу, изучают климат, жизнь животных. Северный полюс – это ледяная пустыня, здесь бушуют метели, свирепствуют морозы. На полгода солнце скрывается за горизонтом, а затем также долго не сходит с неба. Животные хорошо приспособлены к жизни, они большие по величине, покрыты слоем жира, и это не дает им замерзать.
Короной снежной с двух сторон
Наш шар прекрасный окружен!
Два полюса, два братика-
Антарктика и Арктика.
Физкультминутка
Здесь всюду холод, лед и тень дети обнимают себя за плечи
Полгода — ночь, закрывают глаза ладонями
Полгода — день. выпрямляются, поднимают руки вверх
Из льда здесь люди строят дом, соединяют руки над головой — «крыша»
И океан покрыт весь льдом. разводят руки в стороны
Зверей ты здесь почти не встретишь. ставят ладонь козырьком над глазами
И птиц ты в небе не заметишь. делают махи руками
Лишь мишка, белый, словно иней, подражают походке медведя
Хозяин ледяной пустыни. руки на поясе, стоят смирно.
Воспитатель: А теперь познакомимся с теми животными, которые не боятся снега, стужи и живут на Севере. (слайды из презентации с фотографиями животных и интересными фактами).
Пальчиковая гимнастика «Назови детенышей»
Смотрите, милые друзья, (дети разводят руки в стороны)
Да тут их целая семья:
У медведя – медвежонок, загибают пальчики, начиная с большого пальца.
У тюленя – тюлененок,
У пингвина – пингвиненок,
У оленя – олененок.
У моржа сынок – моржонок,
Детям северной лисицы
Дома вовсе не сидится!
3. Затруднение ситуации
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам поиграть в игру "Скажи ответ" (слайды с ответами на загадки в презентации).
1. Длинный мех бел, как снег.
Ест тюленей и рыб на обед.
Он отличный пловец -
И заботливый отец.
Трёхметровый великан,
Весит тысячу килограмм (Белый медведь.)
2. Толстый в складку богатырь-
В ластах и безухий.
Ковыряет со дна морского
Раковин покушать.
У него клыки как сабли,
Мех короткий, но густой.
Угадайте – ка ребятки,
Что за богатырь такой? (Морж.)
3. Где мороз и холодина,
В океане ходит льдина.
У него дружков не счесть,
Брюшко беленькое есть:
Он на льдине не один
И зовут его… (Пингвин.)
4. В тундре есть отважный лис.
Он гроза для птиц и крыс.
Лис умеет строить город:
Лабиринт из многих норок,
А в пургу живёт в сугробах,
Но поймать его попробуй:
Он зимой белее снега,
Чтоб удобней было бегать.
Невидимка в белой шубке-
Хищник остренькие зубки.
Лис охотник и хитрец
Называется …. (Песец.)
5. Эта птица, тоже хищник,
В тундре северной живет.
Любит зайцем подкрепиться,
Не шумлив ее полет.
Чисто – белым опереньем
Сплошь покрыта с головой.
А в учебниках зовется
Она… (Полярная сова.)
6. Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый,
Любит снежные луга. (Олень.)
4. Включение способа действий в систему знаний и умений.
Воспитатель: А теперь, хочу вам предложить заняться интересным делом, оно помогает нашему мозгу, тренирует его. Это кроссворд. Давайте отгадаем кроссворд.
«Разгадайте кроссворд»
1. «Северный Ледовитый… (Океан.)
2. Чем питаются животные и птицы на Северном полюсе? (Рыба.)
3. Чем добывают моржи со дна еду? (Клыки.)
4. Когда медведь злиться, что он делает? (Рычит.)
5. В наших лесах он серый, а на Севере белый, кто? (Волк.)
6. Когда птиц много и все кричат, как это называют? (Птичий базар.)
7. Здесь живет Умка? (Арктика.)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с кроссвордом, и теперь ваш мозг натренированный.
5 Итог.
Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу. Вам понравилось оно? (ответы детей.)
Воспитатель: Тогда, ответьте на несколько вопросов. Где находиться Арктика? (На Северном полюсе.) Что вы, можете рассказать об Арктике? (Там очень холодно, снег, лед, полярная ночь, северное сияние.) Кого можно встретить из животных в Арктике? (Моржа, белого медведя, полярного волка, полярную сову, песца, северного оленя, китов.) Почему эти животные могут жить в Арктике? (Имеют толстый подкожный жир, умеют хорошо плавать и нырять, питаются рыбой, у многих животных пушистый, белый, теплый мех, который делает их незаметными на снегу.)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы сегодня очень хорошо поработали на занятии. Спасибо.